Российский Роговой оркестр п/у С.Поляничко

Известный в России и зарубежом музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возрождающий утраченную традицию исполнения исконнорусской Роговой музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века. Звучание Роговой музыки подобно органу. Аналогов исполнения Роговой музыки в мире до сих пор не существует. Роговой Оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. Поэтому, Роговой Оркестр — яркий пример единства, где высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя во взаимодействии, служит залогом успеха всего коллектива.

По исследованиям, проведенным в 2009 году московским Научно-исследовательским центром музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека.

В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. В виду технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от 3-х месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений. За плечами оркестра сотни концертов нароссийских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевские залы Московского Кремля и Эрмитажа, Красная площадь в Москве. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, залы Московской и Санкт-Петербургской филармоний. Оркестр многократно гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Израиле, Польше, Белоруссии, Молдове, Армении, Бахрейне, Китае, США и, конечно, во многих регионах России.

Основатель и художественный руководитель коллектива — дирижер Сергей Поляничко. В составе Российского Рогового Оркестра 20 музыкантов — студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, многие из которых, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В арсенале оркестра 96 уникальных позвучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Секрет сплава и метод обжига инструментов — тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы.

Роговая музыка берет свое начало в царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, аналогов которой в мире никогда не существовало.

Простая идея, согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембрурогового оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. Вскором времени роговые оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два таких оркестра. Примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев и многие другие. «Барская забава» превратилась в искусство. С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием роговых оркестров.

Более 100 лет роговая музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для роговых колективов наступило время забвения. За последние полтора века попытки возродить роговые оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант — один инструмент — одна нота», лежащий в основе исполнения роговой музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно. Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон К. Штакельберг возродил роговой оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883 г.). Комплект инструментов, созданный поэтому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга. Прозвучалроговой оркестр также и на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г. Это были последние звуки роговой музыки... до начала 21 века.

Российский Роговой оркестр п/у С.Поляничко
Российский Роговой оркестр п/у С.Поляничко
Архив фестиваля